Грузовики — незаменимый транспорт для перевозки грузов. Как любой автомобиль, они требуют регулярного обслуживания. Своевременный ремонт и обслуживание грузовых автомобилей — гарантия, что ваш четырёхколёсный помощник не подведёт в пути.
Все работы, связанные с техобслуживанием (ТО), можно разделить на две большие группы: те, которые можно сделать самостоятельно, и требующие участия профессионалов.
- К первой группе относятся, например, замена фильтров, проверка уровня технических жидкостей, первичная диагностика по индикаторам на приборной доске, посторонним звукам и другим признакам.
- Ко второй относятся работы, требующие специального оборудования и навыков. Например, расшифровка сложных ошибок, ремонт двигателя, КПП и других крупных узлов и механизмов. Сюда же можно отнести работы по гарантии.
Мы, компания «Мотор 24» собрали для вас руководство по обслуживанию коммерческих грузовиков. «Мотор 24» — это
Виды техобслуживания грузовиков
Цель ТО — профилактика поломок, аварий, внепланового ремонта. Оно помогает сэкономить время и деньги в долгосрочной перспективе, выявив неполадки на ранней стадии, когда они еще не превратились в серьезную проблему, требующую крупных затрат. Кроме того, хорошо обслуживаемый грузовик потребляет меньше топлива и дольше служит.
Точный перечень работ зависит от модели и возраста автомобиля, а также режима эксплуатации. Ориентируйтесь на прилагаемое к машине руководство — ремонт и обслуживание грузовых автомобилей описаны там полно и подробно. Производители дают полный список работ и интервал их проведения.
ТО может быть ежедневным и сезонным:
- Ежедневное ТО выполняется водителем грузовика. Оно сводится к проверке машины перед каждым рейсом. Включает в себя визуальный и простейший инструментальный осмотр: проверку уровней технических жидкостей, состояния шин, осмотр кузова и подкапотного пространства на предмет потёков, поиск вмятин и другие подобные действия. Обнаруженные неисправности устраняют. Зимой в список работ также может входить замер заряда АКБ, летом — мойка машины.
- Сезонное ТО готовит машину к новому сезону эксплуатации. Включает в себя замену масла, антифриза и других технических жидкостей в соответствии с температурным режимом, смену фильтров, регулировку плотности электролита АКБ, замену расходников по графику. К зиме готовятся особенно тщательно: удаляют конденсат и меняют осушители во всех жидкостных и воздушных системах. Работы можно выполнить самостоятельно или поручить автомастеру.
Грамотная эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт — и грузовые автомобили будут служить долго и безотказно.
Иногда график замены расходников не совпадает со сменой сезонов. Расходники, работа которых зависит от температурного режима, меняют вне плана: масло, антифриз, осушители. Остальные можно менять по графику: тормозные колодки, салонные фильтры и пр.
Отдельно выделим гарантийное ТО. Его главная особенность — проводится на новом автомобиле и выполняется только сотрудниками дилерского центра. В перечень работ входят те же действия, что при ежедневном и сезонном ТО: замена масла и фильтров, смазка и регулировка узлов и механизмов. Но выполняются они с использованием оригинальных расходников и деталей.
Виды ремонта
Когда речь идёт о замене расходников, мы говорим о ТО. Когда меняем детали или перебираем узел целиком — это ремонт.
Ремонт может быть плановым и внеплановым.
- Плановый ремонт — замена запчасти по графику при отсутствии заметных неисправностей. Многие автовладельцы предпочитают ездить, пока не заметят признаки износа детали. Этот подход оправдывает себя при интенсивном графике работы и строгой экономии средств. Но в идеале техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей, конечно, нужно проводить по графику. Каждая деталь имеет свой ресурс, после которого она теряет надёжность.
- Внеплановый ремонт, он же экстренный или аварийный — самый частый. Как ясно по названию, деталь меняют после поломки. Плюс — вы точно знаете, что полностью исчерпали её ресурс. Минус — машины любят ломаться в самый неподходящий момент, а значит, экономия может обернуться простоем и потерями клиентов. Кроме того, поломка может вызвать сбои в соседних деталях, тогда убыток будет ещё больше.
Также стоит выделить текущий и капитальный ремонт. Текущий связан с заменой отдельных деталей. Капитальный подразумевает переборку узла целиком. Чаще всего говорят о капремонте двигателя, но его также проводят на КПП, трансмиссии, подвеске.
Проведение капитального ремонта требует специализированных знаний и опыта, поэтому его стоит доверить профессионалам. Хотя бы по той причине, что ключевые узлы на грузовике весят несколько сотен килограмм и нужны специиальные подъёмники и стенды, чтобы работать с ними.
Также отметим гарантийный ремонт. Как и гарантийное ТО, его проводят на новом автомобиле в течение гарантийного срока. Если
Чек-лист , что входит в ТО грузовиков
Итак, для бизнеса, использующего грузовые автомобили, техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация по правилам должны стоять на первом месте. В противном случае автомобиль не выработает свой ресурс, его потенциал не раскроется.
Памятка, что нужно проверять при ТО:
- Уровень масла в двигателе. Проверяется на холодном двигателе щупом. О критическом падении уровня сообщит индикатор на приборной панели. Также стоит осматривать автомобиль, нет ли под ним масляных луж.
- Давление в тормозной системе. Контролируется манометром, утечки воздуха проверяют визуально.
- Объём антифриза в системе охлаждения. Проверяется визуально, по уровню жидкости в бачке.
- Уровень масла в КПП. Для этого нужно открутить пробку и ввести чистый и сухой измеритель. Оцените не только уровень, но и качество смазки.
- Состояние шин. Неправильное давление может привести к увеличенному износу резины, повышенному шуму при езде, а также расходу топлива. Также следите за высотой протектора, особенно в зимнее время.
- Оптика. Фары, фонари, визуальные и звуковые сигналы должны работать идеально.
- Состояние кузова. Своевременное выявление дефектов лакокрасочного покрытия поможет вовремя остановить коррозию. А устранение вмятин вернёт автомобилю красивый внешний вид.
Благодаря автоматике, современный водитель может пореже заглядывать в руководство по ремонту и обслуживанию грузовых автомобилей — о большинстве проблем предупредят датчики. Они выводят на приборную панель информацию о системах, которые трудно проверить визуально — АБС, подвеска, пневматика и др.
Виды индикаторов:
- Информационные — зелёные, реже синие или белые. Они уведомляют, что система работает штатно. Включаются, например, при работающем парктонике,
круиз-контроле , включённых сигналах поворота и фарах дальнего света. - Предупреждающие сигналы — жёлтые. Диагностическая система обнаружила неисправность, но не считает её критической. Срабатывают, например, при низком уровне топлива, засорённом воздушном фильтре, перегреве КПП.
- Сигналы серьезной неисправности — красные. Они означают, что дальше ехать нельзя, поломка критическая. Чтобы видеть их пореже, нужно не пропускать диагностику и не пренебрегать жёлтыми индикаторами. Примеры поломок: экстремально низкий уровень масла, неисправность АКПП, ГУРа, тормозной системы.
Правильное техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей — непростая задача. Но они экономят время и деньги. Соблюдайте рекомендации производителя, обменивайтесь опытом с коллегами. А за качественными расходниками и запчастями приходите в «Мотор 24».