Цены на топливо постоянно растут, и владельцы грузовиков логично стараются сократить затраты. Это особенно актуально для тех, кто занимается дальнобойными перевозками или имеет большой автопарк. В статье мы расскажем, от чего зависит расход топлива грузовых автомобилей и как его уменьшить.
Для начала определимся, что такое «большой расход». Количество топлива зависит от режима езды и модели. Справочные показатели для езды по трассе и городу указаны в технических характеристиках автомобиля. Если реальные числа превышают норму на 10–15%, это повод проверить состояние автомобиля и, возможно, пересмотреть режим эксплуатации.
В продаже есть много средств и приспособлений, призванных сберечь бюджет автовладельца. Многие из них бесполезны: например, присадки в бак или предложения купить топливозаборник, который будет забирать меньше топлива. Не стоит тратить деньги на неэффективные приспособления.
Что реально поможет экономить — это правильное обслуживание грузовика. Регулярная проверка состояния двигателя, системы подачи солярки и шин не только обеспечит экономичную езду, но и предотвратит поломки, а значит, сбережёт деньги на ремонт.
Как устроена топливная система
Топливная система — не единственное, что влияет на расход топлива. Но её необходимо поддерживать в порядке.
Основные компоненты:
- Топливный бак — ёмкость для хранения горючего. Его размер и форма зависят от модели автомобиля. При долгой эксплуатации или езде по плохим дорогам на баке могут появиться трещины, через которые будет утекать солярка. Поэтому важно следить за его исправностью и вовремя ремонтировать или менять.
- Топливозаборник может быть с подогревом, что снижает время на разогрев двигателя. Если вы работаете в регионе с длинной холодной зимой, купите топливозаборник с подогревом и экономьте понемногу каждый день.
- Топливный насос обеспечивает подачу из бака в двигатель. Он отвечает за правильный состав смеси, попадающей в камеру сгорания. Модель с завышенной производительностью приведёт к тому, что часть дизеля «вылетит в трубу», а с заниженной мотор не будет выдавать заданную мощность.
- Фильтр задерживает пыль, грязь и влагу. На экономию он особо не влияет, а на мощностью мотора — да. Если фильтр забит, смесь в камере сгорания будет обеднённой и не даст нужной мощности. Проверьте не только фильтры на топливных магистралях, но и топливозаборник — на Scania и других марках он тоже может забиться.
- Регулятор давления оптимизирует интенсивность подачи из бака к двигателю. Поддерживайте его в исправности.
Также обращайте внимание на состояние шлангов, трубок, уплотнителей. Когда они выходят из строя, появляются утечки, которые тоже сказываются на кошельке.
Другие системы и приспособления
На что ещё обратить внимание, чтобы уменьшить расход топлива грузовых автомобилей:
- Исправность двигателя, а именно — клапанов цилиндров. Если они не отрегулированы, снижается качество вентиляции цилиндров. Мощность двигателя падает, расход горючего растёт.
- Исправность аккумулятора. Чем ниже электроснабжение автомобиля, тем больше солярки он будет расходовать.
- Горючее. Заливайте качественное топливо в грузовые автомобили и спецтехнику. В хорошем горючем меньше грязи и влаги, которые осядут в фильтре. Кроме того, двигатель будет работать ровнее и экономнее. Рассмотрите вариант перевода автомобиля на метан — он дешевле дизеля.
- Аэродинамика. Чем больше на кузове выступов и впадин, тем больше сопротивление ветру, тем больше «аппетит» автомобиля. На скорость влияют даже открытые окна — они могут увеличить расход до 20%. Это не значит, конечно, что опускать стёкла на ходу нельзя. Но проверить, правильно ли установлен обвес и не стоит ли купить дополнительные обтекатели, однозначно стоит. Эти комплектующие и запчасти для грузовиков обеспечат экономию в 10–15%.
- Давление в шинах. Ориентируйтесь на рекомендации производителя. Слишком низкое давление влечёт за собой повышенный расход топлива. Проверяйте давление перед рейсом и вовремя меняйте или ремонтируйте повреждённые и старые шины.
- Загрузка. Располагайте груз равномерно или на средней оси. Смещение на переднюю или заднюю ось ухудшает управляемость, повышает расход горючего, а в ряде случаев приводит к аварии (опрокидыванию авто).
Исправный автомобиль — лучший способ избежать лишних затрат. Осматривайте машину перед рейсом, вовремя обслуживайте, покупайте качественные запчасти для грузовиков, и затраты окупятся экономией на солярке.
Манера езды и режимы эксплуатации
Самый экономичный режим — езда по трассе без торможений и разгонов. Это знают все водители независимо от опыта. Но не все применяют на практике. Есть и другие способы сэкономить только за счёт стиля вождения.
5 правил экономного вождения:
- Разгоняйтесь и тормозите плавно. Про возможности тормозите двигателем.
- Резкие старты требуют большого количества горючего, а при торможении часть топлива «вылетает в трубу».
- Поддерживайте постоянную скорость на трассе. В этом поможет
круиз-контроль . - Ловите «зелёную волну». Замедления и разгоны требуют меньше горючего, чем остановки и старты. Регулируйте скорость перед светофором, который
вот-вот переключится, чтобы избежать остановки. - Правильно переключайте передачи на механике и следите за исправностью АКПП.
- Прогревайте мотор на ходу. Чем меньше автомобиль работает на холостом ходу, тем лучше. В суровые морозы используйте такие запчасти для грузовиков, как системы подогрева масла и топлива, чтобы стартовать сразу, не перегружая мотор.
Эксплуатация авто требует особой аккуратности в зимнее время. Плавная езда не только сэкономит деньги, но и повысит безопасность на дорогах в гололёд.
Не экономьте за счёт безопасности и комфорта. В Интернете много «вредных советов» не пользоваться отоплением и кондиционером, фарами, аудиосистемой. В принципе, 5–10% они вам сберегут. Но стоит ли игра свеч? Помните: сначала безопасность, потом экономия.
Что точно стоит купить — топливозаборник с подогревом. На зимней стоянке он подогревает топливо в баке грузового автомобиля, что сокращает время прогрева мотора и, следовательно, работу на холостом ходу.
Что такое топливозаборник и как он влияет на расход топлива
Топливозаборник устанавливается на грузовые автомобили и обеспечивает подачу топлива в двигатель. Он играет важную роль в эффективности использования топлива и может существенно снизить его расход.
Зачем он нужен:
- забирает горючее из бака;
- фильтрует, защищая систему от загрязнений и влаги;
- обеспечивает равномерную подачу горючего к цилиндрам двигателя;
- поддерживает мощность двигателя за счёт правильного состава горючей смеси;
- экономит расход на холостом ходу или малых оборотах.
Многих автовладельцев не устраивает штатное устройство, и они покупают топливозаборник на «Скания» и другие марки с функцией подогрева. Так температура топлива в баке поддерживается на постоянном уровне.
В морозы ниже -30 °C дизель густеет и хуже воспламеняется. Так происходит, потому что парафины, входящие в его состав, кристаллизуются. Это может привести к тому, что машина заглохнет прямо на трассе либо двигатель будет нестабильно работать.
Вариантов решения проблемы два:
- заливать в бак специальный зимний дизель с пониженной температурой помутнения (кристаллизацией парафинов);
- оснастить бак системой подогрева.
Сезонное топливо — лучший выход, но на трассе не всегда можно найти надёжную АЗС. Поэтому многие оснащают свои MAN’ы и Scania топливозаборниками с подогревом.
Современные устройства надёжны и полностью безопасны, если куплены у проверенных производителей и поставщиков. Именно такие вы найдёте в наших каталогах.
В