Все части, узлы и механизмы грузового транспорта со временем изнашиваются. На их ресурс влияют:
- качество дорожного покрытия;
- качество топлива и других технических жидкостей;
- климатические условия;
- нагрузка;
- манера вождения и другие факторы.
Чтобы надолго сохранить хорошее состояние запчастей, нужно соблюдать режим их эксплуатации и вовремя менять. Исправность каждой детали влияет на состояние всего узла, поэтому своевременная диагностика и замена сокращают затраты на ремонт и риск простоя.
Это особенно касается основных систем:
- двигателя;
- ходовой части и трансмиссии;
- тормозной системы;
- рулевого управления;
- безопасности (ABS, различные датчики).
Эти узлы напрямую влияют на безопасность водителя и груза, поэтому нуждаются в тщательном уходе за запчастями и их своевременной замене.
Как правило, узлы и механизмы тяжёлых грузовиков рассчитаны на долгий срок эксплуатации и имеют увеличенные интервалы замены. Некоторые детали можно восстановить с помощью ремкомплекта. Также есть расходные материалы (подшипники, фильтры, прокладки), которые меняют часто, но и стоят они недорого.
В этой статье вы найдёте советы, как проверить состояние деталей грузовых автомобилей и как часто их нужно менять. Приведены общие рекомендации. Точные интервалы замены для каждой модели указаны в техпаспорте.
Двигатель
В среднем ресурс грузового мотора составляет 1 млн км. Есть более и менее выносливые модели. Также на срок службы влияют условия эксплуатации. Плохие дороги, морозы и высокая влажность повышают износ мотора.
Все компоненты двигателя взаимосвязаны, поэтому исправность одной детали влияет на работу узла в целом. Продлить срок службы агрегата можно, если ухаживать за запчастями грузового автомобиля: своевременно отгонять машину на диагностику, аккуратно водить, заливать качественные топливо, масло, антифриз, а в морозы использовать предпусковой подогреватель. Двигатель будет работать стабильно, его капремонт можно будет отложить.
Признаки неисправности двигателя:
- растёт расход топлива;
- растёт расход масла;
- низкое давление масла;
- появились стук, скрежет, другие посторонние звуки при запуске или движении;
- мотор работает нестабильно;
- упала мощность, увеличился разгон;
- упала компрессия.
Эти признаки не всегда указывают на серьёзные неполадки, но диагностику стоит выполнить как можно быстрее. Запущенная мелкая неисправность может привести к выходу из строя всего узла и приблизить его капитальный ремонт.
Тормозная система
Регулярные диагностика и ремонт тормозной системы — залог безопасности водителя, груза и других участников движения. Правильный уход за тормозными запчастями грузовых автомобилей начинается с замены расходников — колодок. Делать это стоит до того, как они выработают свой ресурс и тормоза станут работать плохо.
Признаки неисправности колодок:
- Шум и скрип при торможении указывают на неравномерное стирание колодок. Визуально это проявляется бороздами на наружном и внутреннем краях дисков. Среди частых причин — установка новых колодок на старый диск и в целом плохое состояние запчастей тормозов. В результате они неравномерно изнашиваются и перегреваются. В этом случае колодки меняются вместе с диском.
- Неравномерное торможение на одной оси, часто со скрипом. Проблема кроется в слабом зажиме суппорта и попадании грязи в крепление. В этом случае колодки меняют вместе с ослабленным суппортом.
- Заметное ослабление тормозов вплоть до отказа. Чаще всего связано с износом колодок
из-за перегруза. Интенсивное торможение при полной нагрузке не только изнашивает колодки и фрикционное покрытие, но и выводит из строя диски и суппорты. Рекомендуется заменить все повреждённые элементы и выполнить полную диагностику системы.
Современные грузовики оснащаются дублирующими тормозными системами для максимальной безопасности на дороге. Тем не менее, уход за запчастями и их своевременная замена необходимы каждому автомобилю независимо от режима и условий эксплуатации.
Сцепление
В автомобилях с АКПП на проблемы укажет автоматика — на приборной панели загорится значок check. Также могут наблюдаться вибрация кузова при старте, задержки переключения передач, стук и скрежет в коробке.
На МКПП есть следующие признаки того, что механизм скоро выйдет из строя:
- Сцепление буксует — мотор работает, обороты растут, но машина не трогается с места. Это указывает на то, что диск сцепления выработал свой ресурс либо вышла из строя диафрагменная пружина.
- Хруст при переключении передач указывает на то, что сцепление «повело» — оно не размыкается до конца. В лёгких случаях достаточно отрегулировать свободный ход педали. Если износ диска слишком велик, придётся менять его на новый.
- Шум выжимного подшипника в норме не ощущается. Если он слышен на холостых оборотах после запуска, но пропадает при выжатом сцеплении, подшипник пора менять.
Сцепление трудно поддаётся визуальному осмотру. Проверяйте состояние деталей грузовых автомобилей со специальным оборудованием или проводите диагностику на СТО.
Подвеска
Подвеска — одна из самых уязвимых систем. Она принимает на себя все неровности дороги.
Её ресурс, как правило, составляет 250 тыс. км, но на практике ремонт требуется уже после 200 тыс. км, если не раньше. Ситуацию усугубляет движение по грунтовым дорогам и неровному асфальту. Также деталям подвески вредят дорожные реагенты: они увеличивают коррозию металлических деталей и снижают эластичность резиновых и пластиковых элементов.
Неисправности пневмоподвески хорошо видны: автомобиль проседает и не поднимается в привычное положение. Другой признак, указывающий на плохое состояние запчастей, — свист от колеса при включении компрессора. Это типичный симптом износа пневмоподушки и опущения соответствующей стойки. В этом случае автомобиль проседает с одной стороны.
В ремонте подвески очень важен уход за запчастями грузовых автомобилей при хранении. Например, сердечники пневморессора могут выйти из строя, если хранить его в сырости или на морозе: появляются очаги коррозии или трещины. Также важно проверять совместимость элементов: пневмобаллоны бывают несовместимы с верхней крышкой или поршнем и разрушаются раньше времени.
Менять или ремонтировать
Своевременный ремонт — стратегия правильная, но дорогая. Автовладельцы выходят из положения, используя отремонтированные запчасти. У рынка
- Запчасти, восстановленные производителем, — это точная копия оригинала.
Б/у детали с разборок поступают на завод автопроизводителя, где их разбирают, удаляют все элементы с минимальной степенью износа и восстанавливают с помощью оригинальных комплектующих. Состояние деталей грузовых автомобилей, восстановленных таким образом, близко к идеальному, от старых зачастую остаётся только корпус.
Маркировка: remanufactured — «воспроизведённые». - Категория попроще — детали, восстановленные на сторонних заводах. Запчасть тоже разбирают, чистят, меняют неисправные комплектующие. Разница в том, что комплектующие ставят неоригинальные. Ресурс восстановленной запчасти целиком зависит от добросовестности изготовителя.
Маркировка: rebuilt — «перестроенные». - Отремонтированные детали — самые непредсказуемые. Замене подлежат только явно неисправные элементы или расходники (подшипники, втулки). Остальные не меняют, даже если налицо признаки износа.
Маркировка: reconditioned — «восстановленные». - Есть ещё один вид отремонтированных деталей, где вообще нет новых элементов. Узел восстанавливают по принципу «лишь бы работал». Сколько он прослужит — неизвестно.
Маркировка: repaired — «отремонтированные».